Конструкция опорных подшипников турбины

Роторы турбины опираются на подшипники, которые воспринимают все радиальные статические и динамические нагрузки от массы ротора, вибрационные, паровые и др. Опорные подшипники турбины являются подшипниками скольжения гидродинамического типа.Подшипник №1 расположен в передней опоре турбины и является опорно-упорным. Он служит не только опорой ротора высокого давления, но и предназначен для восприятия осевых усилий валопровода и установки роторов в нужном направлении относительно статорных деталей. Подшипники №2 и 3 расположены в переднем картере ЦНД, №4 и 5 – в картере со стороны генератора. Подшипник №5 является опорой ротора генератора. Опорные подшипники №2-5 конструктивно выполнены одинаково.

Основное требование к опорным подшипникам турбины – обеспечивать жидкостное трение между вращающейся цапфой ротора и вкладышем при минимальных механических и тепловых потерях. Кроме того, подшипник должен обладать необходимым запасом грузоподъемности и динамической устойчивости (общие сведения об отоплении http://helpinginer.ru/obshhie-svedeniya-ob-otoplenii/).

Смазка опорных подшипников обеспечивается подачей масла в зазор между внутренней расточкой вкладыша и цапфой ротора. При вращении цапфа захватывает масло в клиновый зазор, в котором создается высокое давление. Наибольшим оно будет в зоне минимального зазора. Ротор всплывает при вращении на масляной пленке. В равновесном положении суммарное давлении масла уравновешивает весовую нагрузку ротора. Если минимальный зазор перекрывает неровности цапфы и вкладыша, то происходит жидкостное трение с малым коэффициентом трения. При жидкостном трении сопротивление движению определяется только внутренними силами вязкой жидкости.

Режим работы опорного подшипника зависит от расхода и вязкости масла, окружной скорости вращения ротора, массовой нагрузки, зазоров между вкладышем и цапфой и чистоты обработки поверхностей цапфы и вкладыша.

При трении в подшипнике выделяется тепло, как в теплообменных аппаратах, которое отводится маслом. Для отвода тепла требуется больше масла, чем для смазки. Избыточное количество масла сливается через торцы подшипника и через вертикальный канал с правой стороны вкладыша. Слив через этот канал позволяет пропустить дополнительный расход масла через верхнюю половину вкладыша и отвести тепло от цапфы.

Next ArticleКонструкция упорного подшипника