kippseg_ax_det1

Конструкция упорного подшипника

Упорный подшипник турбины конструктивно совмещен с первым опорным подшипником. Оба подшипника имеют общий вкладыш . Осевое усилие роторов передается на упорный подшипник через упорный гребень , насаживаемый на передний конец ротора высокого давления. Гребень фиксируется на валу с одной стороны специальным буртом, а с другой – разрезной кольцевой шпонкой, которая крепится снаружи сплошным кольцом.Осевое усилие роторов образуется в результате перепада давлений по обе стороны рабочих лопаток и дисков и действия различного давления на торцевые участки ротора высокого давления. Осевое усилие достигает в работе несколько десятков килоньютон и может меняться в широких пределах в зависимости от режима работы турбины и степени реактивности облопачивания, которая в свою очередь зависит от заноса проточной части солями. Резкое изменение осевого усилия может происходить при быстрых сбросах и набросах нагрузки, так как различные отсеки турбины наполняются и опорожняются неодновременно.

В связи с этим следует отметить, что основным требованием к упорному подшипнику является надежность во всех режимах работы. Выход из строя упорного подшипника во время работы турбины влечет за собой недопустимое перемещение ротора в осевом направлении, задевание дисков о диафрагмы и может вызвать полное разрушение проточной части турбины. Надежность работы упорного подшипника турбины обеспечивается необходимой жесткостью деталей и организацией жидкостного трения при вращении ротора.

Упорный подшипник состоит из установочного кольца, вкладыша с баббитовой заливкой, двух рядов упорных колодок, между которыми расположен упорный гребень ротора. Колодки  являются основными деталями упорного подшипника. Они устанавливаются на обоймах  вкладыша  с помощью штифтов, которые позволяют каждой колодке поворачиваться на небольшой угол относительно вертикальной плоскости упорного гребня. Благодаря этому создаются условия для создания масляного клина между колодками и гребнем. При вращении ротора в масляной пленке создается большое давление, равнодействующая сила которого уравновешивает осевое усилие ротора. Упорный гребень имеет возможность перемещаться между двумя рядами упорных колодок на 0,4-0,5 мм – разбег ротора в упорном подшипнике. Увеличение его вносит неопределенность в осевые зазоры проточной части, а уменьшение ухудшает условия смазки упорного подшипника. Для точной установки разбега служат кольцевые прокладки 6, расположенные под обоймами, на которых крепятся колодки. Изменение разбега производится соответствующей пригонкой толщины этих прокладок. Опорно-упорный подшипник фиксируется в передней опоре при помощи разъемного установочного кольца. На каждой половине установочного кольца имеется по три центровочные подушки, фиксирующие опорно-упорный подшипник в радиальном направлении. Изменение его положения производится установкой соответствующих прокладок под подушки. В осевом направлении опорно-упорный подшипник фиксируется двумя буртами, выполненными на наружной поверхности установочного кольца и охватывающими выступ на передней опоре, на котором расположена расточка подшипника. Осевое положение подшипника обеспечивает необходимые осевые зазоры в проточной части и уплотнениях турбины. Для возможности изменения осевых зазоров в проточной части  между буртами и выступом устанавливаются специальные прокладки.

Установочное кольцо и вкладыш сопрягаются по сферической поверхности, что обеспечивает самоустановку вкладыша относительно цапфы ротора и упорного гребня. Этим достигаются равномерное прилегание опорного подшипника по длине к цапфе и равномерное нагружение всех колодок.

Вкладыш и установочное кольцо сболчиваются по разъему болтами. Затяжкой крепежа кольца создается натяг вкладыша. Натяг всего подшипника обеспечивается крышкой передней опоры.

Опорно-упорный подшипник имеет два подвода масла. Первый- к опорному подшипнику и к упорным колодкам со стороны генератора, второй – к упорным колодкам со стороны регулятора. К опорному подшипнику масло подводится в кольцевую полость во вкладыше, из которой оно направляется к цапфе ротора через зазор по разъему и в пространство между колодками по горизонтальным сверлениям во вкладыше. Слив масла из опорно-упорного подшипника осуществляется с торца опорного подшипника и через отверстия во вкладыше из полости над упорным гребнем.

Для уменьшения потерь, связанных с трением цилиндрической части упорного гребня о масло и устранением его нагрева, в подшипнике предусмотрено уплотнительное кольцо.

Для предотвращения опрокидывания вкладыша при подъеме ротора служит поддерживающее пружинное устройство.

Next ArticleМасляный насос