nasos

Масляный насос

В качестве главного масляного насоса в масляной системе применен центробежный насос с приводом непосредственно от вала турбины, что позволяет использовать кинетическую энергию ротора для поддержания давления в системе смазки подшипников даже при аварийном останове с потерей собственных нужд. Центробежный масляный насос по сравнению с насосами других типов имеет ряд достоинств. Такой насос можно выполнить без трущихся элементов, что позволяет обеспечивать его высокую эксплуатационную надежность. Производительность центробежного насоса зависит от гидравлического сопротивления системы, поэтому при срабатывании системы регулирования и защиты, когда сопротивление системы уменьшается, центробежный насос резко увеличивает подачу масла в систему, что и требуется для обеспечения нормальной работы системы регулирования. Несмотря на то, что давление в системе регулирования при быстрых перемещениях сервомоторов изменяется, так как расходная характеристика центробежных насосов – падающая, этот тип насосов лучше других справляется с задачей поддержания давления в системах регулирования в переходных процессах. В системах смазки значительного падения давления не наблюдается.К недостаткам центробежных насосов следует отнести отсутствие эффекта «самовсасывания», поэтому для обеспечения их нормальной работы необходимо поддерживать избыточное давление масла во всасывающем патрубке. Подпор на линии питания создается главным инжектором. Избыточное давление масла во всасывающей линии центробежного насоса не позволяет воздуху через уплотнения вала проникать в рабочую камеру. Этим предупреждается опасность срыва работы главного масляного насоса.

Главный масляной насос находится в одном корпусе с импульсным насосом системы регулирования (импеллером). Давление в напорной линии импеллера зависит от частоты вращения ротора турбины и используется в качестве импульса, управляющего дифференциальным поршнем регулятора скорости.

Корпус насоса выполнен с горизонтальным разъемом. Нижняя часть корпуса  установлена на раме внутри опоры переднего подшипника и крепится к ней напорным и всасывающими патрубками. Во всасывающую камеру импульсного насоса масло поступает из переливного бачка, установленного на съемной части корпуса . Питание бачка производится из всасывающей линии главного масляного насоса через шайбу диаметром 30 мм. Для уменьшения потерь и пульсации масла производится тщательная зачистка улитки насоса и спиральной камеры.

В съемной части корпуса установлены воздушники для отвода скапливающегося в этих полостях воздуха. С целью успокоения потока в напорной камере импульсного насоса установлена сетка

Одноступенчатое рабочее колесо главного насоса диаметром 360 мм и рабочее колесо импеллера диаметром 280 мм на шпоночном соединении посажены на общий вал , установленный в собственных подшипниках . Вал соединен с ротором турбины с помощью зубчатой муфты, которая допускает некоторую расцентровку и излом осей ведомого и ведущего вала.

Рабочее колесо главного масляного насоса уплотнено плавающими кольцами , торцы которых залиты баббитом и выполняют роль упорного подшипника. Для уравновешивания осевого усилия за рабочим колесом главного масляного насоса создана камера, в которую подводится масло из корневой части рабочего колеса. Масло из камеры специальным трубопроводом перепускается в камеру  за рабочим колесом импеллера, также соединенную отверстиями в корневом сечении рабочего колеса с всасывающей камерой импеллера. Колеса насосов изготовлены из углеродистой стали с последующим азотированием для предохранения их от коррозии.

Уплотнительные кольца на рабочих колесах главного насоса и импеллера установлены на разных диаметрах. Диаметры установки уплотнительных колец выбраны таким образом, чтобы свести к минимуму неуравновешенные осевые линии, возникающие при работе главного масляного насоса и импеллера. Для создания стабильности в работе импеллера из всасывающей камеры главного масляного насоса сделан перелив в бачок, установленный на всасывающей линии импеллера.

Рабочее давление, создаваемое главным масляным насосом при частоте вращения 50 , составляет 1,6 МПа, а импеллером 0,7 МПа.

При ревизии и ремонте насосной группы необходимо обратить внимание на состояние колес, на установку чертежных зазоров – как радиальных, так и осевых.

Как отмечалось ранее, кроме главного масляного насоса в системе маслоснабжения используются пусковой насос высокого давления, резервный и аварийный насосы системе смазки. Все вспомогательные насосы установлены на нулевой отметке, значительно ниже масляного бака, и находятся постоянно под заливом, с подпором, равным разности уровней установки насосов и маслобака, чем обеспечивается нормальная работа вспомогательных насосов. Давление и подача пускового насоса высокого давления практически такие же, как у главного насоса, так как пусковой насос должен обеспечить нормальную работу системы регулирования и защиты, а также системы смазки подшипников при низкой частоте вращения ротора турбины. Резервный масляной насос должен развивать напор и подачу, обеспечивающие нормальную работу системы смазки. Аварийный же насос, работающий от аккумуляторной батареи, имеет минимальную подачу, позволяющую безаварийно остановить турбину при потере собственных нужд. Напорные маслопроводы резервного и аварийного масляных насосов через обратный клапан соединены с напорной линией инжектора смазки.

Next ArticleНадежность оборудования. Общие понятия.